PDA

Просмотр полной версии : Диапауза


Павлик Морозов
13.04.2005, 17:30
Диапауза (от греч. diápausis — перерыв, остановка), период покоя в развитии животных, характеризующийся резким снижением обмена веществ и остановкой формообразовательных процессов. Иногда понятие диапаузы распространяют и на др. организмы. Во время диапаузы повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных внешних условий, например насекомые становятся устойчивыми к инсектицидам. Эмбриональная диапауза — период покоя на стадии яйца между оплодотворением и дроблением или по окончании дробления — наблюдается у коловраток, низших ракообразных, саранчовых, тутового шелкопряда, у ряда млекопитающих, относящихся к 7 отрядам, например у грызунов, хищных (соболь, норка и др.).

В аквариумистике диапауза наблюдается в задержки развития икринки у рыб обитающих во временных водоёмах (нотобранхиус, фундулопанхакс, цинолебиасов, австрофундулус, неофундулос, птеролебиас, раховые). Рыбы откладывают икру в грунт водоёма в начале засушливого периода. Икринки, оказавшись среди разлагающейся органики, ощущают недостаток кислорода и прекращают своё развитие. Если в засушливый период водоём высыхает и ил растрескивается, то икринка получает доступ к атмосферному воздуху. Зародыш вновь усиливает внутренний обмен и продолжает развитие. По достижении Эмбрионом примерно половины периметра желтка может наступить вторая диапауза. Её продолжительность зависит от вида рыбы, и окружающая среда не оказывает на её влияния. Затем развитие продолжается до тех пор, пока не сформируется эмбрион, готовый проклюнуться в любую минуту. Такая икринка становится тёмной. Дожидаясь сезона дождей, эмбрион вновь замедляет жизненные процессы. После заполнения водоёма водой возобновляется гниение в иле и вновь возникает дефицит кислорода. Эмбрионы, почувствовав такие перемены, оживают и выходят, разорвав толстую оболочку икры. Столь длительное развитие, приводит к тому, что из оболочки выходят сформировавшиеся мальки без желточного мешка и сразу же нуждаются в питании.

Первоначальные источники:
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/027/137.htm