Исполнение обязательств путем замены бракованного товара5
Требование о замене товара должно быть удовлетворено немедленно. Если же необходимо проверить его качество, а также установить причины неполадок: производственный брак или по халатности потребителя при его использовании, то товар заменяется в течение 14 дней (или в иной срок по согласию сторон). При отсутствии товара претензия потребителя удовлетворяется в течение двух месяцев с даты получения соответствующего заявления (п.4 Закона № 1023 ).
Относительно расчетов потребителя с магазином при обмене товара ненадлежащего качества на качественный действует следующее правило:
–– перерасчет стоимости не проводится, если осуществляется обмен товара на товар аналогичной марки (модификации, артикула, модели), даже если цена изменилась;
–– перерасчет стоимости проводится исходя из цен на день обмена, если товар обменивается на такой же товар, но другой марки (модели, артикула, модификации).
При обмене товара его гарантийный срок исчисляется заново со дня обмена. Обмен товара рассмотрим на условном числовом примере.
Пример 2. Магазином продан телевизор 1 стоимостью 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.), который впоследствии из-за производственного брака вышел из строя в течение гарантийного срока эксплуатации. Потребитель обратился с требованием обменять бракованный телевизор. Поскольку в наличии не было аналогичного телевизора, то потребителю предложили телевизор 2 другой марки, но по более низкой цене — 1410 грн. (НДС — 235 грн.).
Покупная стоимость телевизора 1 составила 1440 грн. (в том числе НДС — 240 грн.), покупная стоимость телевизора 2 — 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.).
При обмене товара магазином возвращена потребителю разница между ценой телевизора 1 и ценой телевизора 2. Бракованный телевизор возвращен производителю.
Рассмотрим отражение в налоговом и бухгалтерском учете предприятия торговли операций, связанных с удовлетворением претензии потребителя путем обмена товара
