Автор и читатели
Это сложные взаимоотношения. Каждый автор во время написания текста должен понимать для кого он пишет и что он хочет сказать своему читателю. Перед автором должен существовать некий предполагаемый образ будущего читателя книги и чем меньше различий между этим виртуальным образом и аудиторией действительно прочитавших книгу, тем лучше.
Я пишу давно. И по целому ряду причин меня трудно убедить в том, что я не знаю для кого я пишу. Таким образом вырисовывается два образа читателя: такой, какой он есть на самом деле и такой, каким сам читатель себя представляет.
Как известно, ничто так не греет душу как грубая лесть. Наш аквариумист, конечно, лучше всех в мире: он все знает, он всем интересуется, он содержит самых разных рыб, причем наши, аквариумные, несомненно лучше
ихних, азиатских, из прудов, ну и, конечно, наш аквариумист всех этих рыб разводит. То есть ключевые слова:
знания, заинтересованность, практика.
А что же в действительности? Конечно, законы педагогики говорят, что надо поощрять развивающуюся личность, хвалить за успехи и не ругать за промахи. Но…
Авансов нашему аквариумисту было роздано уже столько, что хотелось бы увидеть хоть какую-то мало-мальски приличную отдачу. Те же педагоги говорят: "Требуй на 5, получишь на 3". В нашем аквариумистическом случае больше на ум идет пословица "Замах на рубль, удар на копейку".
Действительный портрет "нашего" аквариумиста намного скромнее и ключевыми словами являются лень, скаредность и тщеславие. О
лени, как черте славянской души, можно было бы лишний раз и не говорить. Но дело в том, что лень и содержание животных мало уживаются между собой. Аквариумное хобби, правда, допускает некую необременительность предметом забот, это не собака, которую надо выгуливать ежедневно. Но эта особенность никак не подходит для случая разведения рыб, здесь нет ни выходных, ни даже свободных вечеров. Мне не понять, как можно пропустить новый вид, потому что просто лень о нем узнать, лень подъехать в магазин, лень покупать живой корм.
Лень также искать информацию. Это ведь на самом деле непростое дело. Оно интересное, но большинство ведь любит простые дорожки и волшебное слово "шара". Поэтому можно вот так, чтобы долго "не париться", войти на сайт и спросить "А напишите мне, в каких условиях живут …" И добросердечные форумчане начинают рассказывать, путаясь в терминах и с немыслимыми ошибками, подобно бобруйским пацанам, они на непонятном сленге рассказывают о криптах, аквах и дисках. В принципе, этот подход не нов. Бабушки сидя в очереди к врачу также обсуждают медицинские проблемы и ставят диагнозы.
Скаредность. Почему-то наш народ считает себя самым несчастным на земле, особенно в материальном плане. Хобби – это не жизненная необходимость, поэтому если человек на такое решается, то какой-то базовый достаток уже все таки подразумевается. Напротив, при правильной организации процесса разведение может дать некий приработок. Но не тут-то было. Если денег много, то обычная схема такова: пару "штук баксов" на "банку", сотня-полторы "баксов" на оборудование и гривен двести (!!!!!) на рыбок из банального набора "крупняка". Если денег мало, тогда баксовые числа превращаются в гривневые, "банка" соответственно сжимается, а сумма, выделяемая на рыбок, сжимается до "выдурить у товарища, потому что они же сами размножаются". Опять где-то рядом маячит слово "размножение"
Две описанные выше черты – плохие помощники в хобби, приводящие к скудному набору животных и постоянным проблемам. Нормальным решением этих проблем было бы хоть мало-малькое желание разобраться и поработать руками. Но не тут-то было. Две темные черты "компенсируются" третьей:
непомерным тщеславием. Причем в очень необычной форме. Вместо того, чтобы хвалиться рыбками, упор делается, как ни странно, на оборудование. Люди готовы проводить часы, недели и месяцы, обсуждая "какой фильтр лучше" и никого не волнует, что в аквариумах плавает набор из 120-150 видов. Более того, за постсоветское время этот набор изменился лишь на несколько новых видов, зато еще больше потерял в традиционно содержащихся. Современным аквариумистам невдомек, что пару лет назад в Киев привезли и продавали красных бадисов
(Badis dario), открытых всего пару лет назад. Первая поставка оказалась последней, поскольку в продажу требуется все больше неонов и гиринохейлусов, за новинками следить некогда.
Я особо хочу поговорить о самом подходе к обсуждению проблем. Статистика российских и украинских форумов показывает, что основным объектам хобби, рыбам, отводится столько же места в обсуждениях, как и вспомогательным, оборудованию. И на две третьих обсуждения касаются проблем.
Это в корне не правильно. Если идет постоянное обсуждение проблем, то это значит, только дно: нет достижений. Вы можете себе представить, чтобы на сайте для авиапилотов были темы:
"Помогите, у меня вчера в полете отказали все двигатели?" "Как взлететь по обледенелой полосе?" или у альпинистов
"Как я упал со скалы". У парашютистов
"Расскажите, как правильно складывать парашют".

Повальное обсуждение проблем выказывает
неудачников, у нормальных аквариумистов должны быть успехи: новые виды, разведения, новые методы. Проблемы могли бы касаться в основном куда деть потомство от разведения рыб.
Если говорить о книгах, то ситуация очень похожа. Все легко ставят метку типа "ничего особенного, так себе", но я ни разу не видел, чтобы человек написал "вот прочел книгу Майланда и остался очень доволен". Даже про Амано, подход которого стал повальным увлечением, многие теперь говорят: "фотоаппарат и Фотошоп делают чудеса". Зная психологию человека, могу сказать, что это простая, я бы сказал вульгарная зависть неудачника.
Любое учение, материалистическое или эзотерическое, подталкивает людей к совершенствованию и достижению результатов – то есть успехов. При помощи учителей или самосовершенствованию. В разных выражениях все учения говорят одно и тоже:
очень опасно концентрироваться на проблемах. Даже эзотерики делят мир на мир причин и мир следствий. Все жалующиеся, сетующие и несчастные живут в мире следствий. А ими манипулируют те, кто живут в мире причин.
Еще опаснее не видеть цели. Будь то хобби, будь то профессиональная деятельность, у нее существуют разные уровни овладения этой деятельностью.
"В жизни человека есть этапы постижения учения. На первом этапе человек учится, но это ни к чему не приводит, и поэтому он считает себя и других неопытными. Такой человек бесполезен. На втором этапе он также бесполезен, но он познает своё несовершенство и видит несовершенство других. На третьем этапе он гордится своими способностями, радуется похвале других людей и сожалеет о недостатках своих друзей. Такой человек уже может быть полезен. На высшем же этапе человек выглядит так, словно ничего не знает". Бушидо.
Совсем неожиданную цитату я нашел у Аристотеля:
… имеющие опыт знают "что", но не знают "почему"; владеющие же наукой знают "почему", т. е. знают причину. …Ремесленники подобны некоторым неодушевленным предметам: хотя они и делают то или другое, но делают это, сами того не зная (как, например, огонь, который жжет); неодушевленные предметы в каждом таком случае действуют в силу своей природы, а ремесленники - по привычке.
Точнее и не скажешь…
Начинающий аквариумист у нас смирный и ласковый. Он с приличествующими волшебными словами обращается с просьбой к форумчанам, потому что он уже купил рыбок и теперь они хотят кушать, дышать и о, горе, болеют! Аквариумист поопытнее уже забывает о правилах поведения. Он критикует всех и вся. У него на все есть свое мнение, причем очень категоричное. Как говорит один мой знакомый "мнения бывают совпадающие с моим и неприемлемые". Он уже точно знает, что все беды в аквариуме идут из-за того, что куплен фильтр не той фирмы или лампы не того спектра. Аквариумист на этом уровне так увлечен двиганием этих предметов материального мира (оборудования), что забывает о рыбах как таковых. Он стал приложением к маркетологическим программам фирм производителей аквариумных товаров. Он живет в мире следствий и жжет как огонь. Я называю это второй уровень освоения аквариумистики "предметным", он очень опасный, большинство людей застряет на нем навсегда, забывая что есть третий уровень -- целевой.
Конечно, спору нет, ни Шумахер, ни Хакконен не представляют внятно, как там поршни в цилиндрах движутся и какие воздушно-топливные смеси впрыскиваются при этом. Это знает команда механиков. Но никто не знает самих механиков, кубок вручают Михаэлю и Мике. Они знают цель и они
выигрывают. Я не пишу книги для ремесленников, механиков и конюхов, я пишу книги для тех, кто ставит перед собой цели изучить природу и достичь при этом результата. Результат в данном случае называется
содержать как можно больше видов рыб и получить от них потомство.
При совке вся продаваемая у нас рыба была разводной. Теперь разведение рыб затерялось между отсутствием нормальных целей в аквариумистике и коммерциализацией. Любая разведенная в аквариуме рыбка будет дороже импортированной. Поэтому зарабатывать на разведении у нас практически не получается, дай бог концы с концами свести. Остается размножать рыб потому, что это нормальная практика аквариумистики, потому что животные должны размножаться в неволе! А вот этого как раз и нет. Из 150 видов, находящихся в аквариумах среднего аквариумиста, в разведении находятся: анциструс, коридорас крапчатый, 2-3 вида барбусов, кардинал, неоновая меланотения… ну кто еще? Цихлиды и живородки вообще не составляют проблем для разведения. Я имею в виду принципиальных проблем, есть среди этих рыб трудноразводимые, но чтобы их надо было колоть гормонами или специально готовить воду, такого нет и в помине. Цихлид вообще-то почти полторы тысячи видов -- в коллекциях аж десяток видов из Южной Америки и по десятку видов из Малави и Танганьики. Про мадагаскарских цихлид здесь еще и не слышали….
Может я необъективен? Может быть везде так? да, когда я был маленький, я думал, что во всех странах делают самолеты, автомобили и везде есть аквариумисты. Теперь я знаю, что самолеты строят в 10 странах мира, а в Монголии до сих пор нет фабрики детских игрушек. Наилучшие достижения в аквариумистике у трех стран Германия, США, Япония. Немцы своим трудолюбием, стремлением изучить и да -- коммерческим подходом, собственно и создали аквариумистику. Они еще сто лет назад привезли такие виды, которые у нас до сих пор в глаза не видели. И самое главное, они сумели их размножить. Недавно познакомился с немкой: сидит дома, в декретном отпуске, двое детей. А заодно еще 6 видов расбор размножает. Кто-нибудь у нас может назвать сходу 6 видов расбор? Американцы очень хорошо играют в коллективные игры. В аквариумистике это называется Программа поощрения рыборазводчиков. Там люди фиксируют разведение рыб и зарабатывают таким образом себе баллы в обществах. При помощи такого простого и понятного пряника американцы могут похвалиться разведением более 1000 видов! одних харацинообразных – 70 видов. Кто-нибудь из нас может прямо сейчас хотя бы вспомнить такое количество видов харациновых рыб? Японцы вообще импортируют наибольшее количество видов рыб и растений в настоящее время. Ловят в природе и потом размножают. Я как-то с трудом припоминаю, чтобы разводимые японцами инкубирующие во рту бетты и другие макроподовые рыбы были размножены нашими аквариумистами.
Мне очень трудно было написать предисловие к книге о разведении рыб. Потому что я не могу написать его так, как написан этот пост. Потому что в предисловии я обращаюсь к "правильному" аквариумисту, который ставит перед собой цели и поэтому ищет совета. Передача знаний вообще процесс сложный и не очевидный. Вокруг этого процесса существует множество заблуждений. Например, нельзя просто прочесть книгу и "все понять". Если бы это было так, то все кто прочел школьные учебники по химии, физике и математике, знали бы эти науки. Даже иностранный язык это не более чем свод правил и словарь, которые по объему занимают не более половины объема моих последних книжек. Можно также найти немало книг, которые учат, как стрелять из пистолета. Собственно сам процесс стрельбы очень прост, вам достаточно взять в руку оружие, направить его приблизительно в сторону мишени и спустить курок. Для этого не надо никаких книг. Одни стреляют сразу хорошо, другие плохо. У одних результат по мере тренировок улучшается, у других практически нет. Может ли автор чем то помочь в данном случае? Он сделал все что мог, дальше уже наступает ответственность читателя. И это надо понимать. Усвоение информации – процесс взаимный, как говорят англичане "учитель приходит, когда ученики готовы".
Поскольку у нас ранее не выходили книги специально посвященные теме разведения рыб, то я посчитал, что вначале следует дать некий обзор. Я подозреваю, что многие из читателей хотели бы видеть в тексте все эти "на третий день поменять 0.67 объема воды, подлив свежую с рН5.6 и покормить смесью гаммарус 5 г, печень гуся 16 г, икра стрекозы 2 г". Но я думаю, что пока нет карты полушарий, говорить о картах отдельных городов рановато. Аквариумисты в основном пренебрежительно относятся к теории биологии и естественным наукам вообще, отдавая предпочтение опыту. Но во многих учениях четко говорится, что "опыт без теории слеп, а теория без практики мертва". Нужно использовать баланс этих двух методов.
Здесь мы подходим к очень интересному моменту. Объем "Секретов разведения" составляет 1 млн. знаков. Это много. Приблизительно треть занимают вводные статьи, в которых дается общая информация по биологии размножения. Чем занять остальной объем? Подробным описанием разведения отдельных видов? это порочный путь. Самое подробное описание не сможет помочь большему числу читателей. Увы, это так. причем, чем подробнее оно будет, тем больше будет нареканий. Потому, что условия у каждого аквариумиста разные. опытный аквариумист переезжает из одного района города в другой и его хозяйство на некоторое время "притормаживает", он вынужден корректировать свои методы. У каждого из практиков накатывается собственный подход и он, обычно, считает его единственно верным. И в тоже время эти суперметоды могут не стоить и выеденного яйца, потому что трудности эти были созданы искусственно, практически собственными руками. За харациновыми в основном закрепилась слава трудноразводимых рыб. так вот я своими глазами видел как на второй день после поставки из Малайзии в обыкновенной водопроводной воде при сравнительно ярком освещении нерестились кровавые тетры. Это наши заморенные десятилетиями рыбы уже забыли как это делать, а там где отбор проводился в направлении хороших производителей, таких проблем нет в принципе.
Поэтому вместо бесконечных текстов, на которые не хватит никакой книги, более правильным я считаю дать обзор ВСЕХ без исключения известных способов размножения рыб. все эти тонкости подготовки воды, выкармливания и прочее, насколько важны, настолько и нет.
Самое большое заблуждение заключается в том, чтобы считать, будто вы размножаете рыб. они размножаются сами. А вы можете им при этом не мешать. Вода может быть разной и все может быть разным. Важнее знать, что надо для нереста тому или иному виду. Важно понимать, что элеотрисы размножаются не так как бычки, различаете вы их между собой или нет. Важно понимать, что даже родственные виды порой могут использовать непохожие стратегии размножения, что рыбка, которую у нас повально называют апистограммой (Mikrogeophagus) размножается как раз не так, как все остальные апистограммы. Важно понять, что по окраске рыб можно отгадать немало загадок из ее биологии размножения. Что полигинные виды нерестятся парами, но самку при этом бьют нещадно.
Таким образом в книге описаны все семейства пресноводных рыб и внутри этих семейств все известные стратегии размножения. Таких набралось более 300, следовательно на одну статью отводится не так уж много, около 2 тыс. знаков. Но сжато, не значит недостаточно. Есть огромные тексты, в которых нет никакой полезной информации, одни эмоции и общеизвестные факты. У меня все статьи поданы в четком формате, информацию легко искать и сравнивать.
Я подозреваю еще вот что: как-то недавно я понял, что существует некое количество читателей, которых не интересует собственно информация, которую они читают. Их интересует, самом чтиво. Снова проглядываются рожки "предметного" уровня, цель не интересует, гораздо интереснее как там афтар жжет. Это явление хорошо эксплуатируется в детективах, любовных романах и фантастике. В телесериалах в том числе.
"Билл достал бластер и посмотрел на индикатор заряда. У него оставалось еще достаточно энергии, чтобы тремя выстрелами подстрелить герминоидов. Конечно, если он не промажет… Герминоиды налетели внезапно и Билл, едва успел перевести предохранитель в боевое положение. Перекатываясь по палубе искореженного взрывом звездолета он нажал курок не целясь.." . Знакомо? Билл или Педро, звездолет или широкая кровать на вилле, все найдет своего читателя, который будет поглощать это чтиво тысячами страниц. Я не пишу это. Я пишу справочник для натуралиста. Я пишу его понятным языком. У меня нет пресловутых
гидробионтов, но я и не пишу книжку для начинающих. Книжка для школьников была в 1987 г. С картинками. Книжка для начинающих с веселыми историями называется "Аквариум. Начинающим и не только". "Секреты разведения" для тех, кто хочет иметь полное представление о стратегиях размножения пресноводных рыб, для того, чтобы на основании собственного опыта воспользоваться этими знаниями и добиться результата.
Мне не доставляет никакого удовольствия критиковать кого-либо, но я также не хочу, чтобы замечания по поводу моих работ делались так просто, между прочим, без объяснения причин. Вместо этой билиберды, которую все же приходится писать, можно было бы нормально поговорить о рыбах.
"Писатель пишет, чтобы познакомиться". Это не я с казал, это цитата. Я тоже пишу эти книги не просто так. Я привожу в порядок свои многолетние записи и делаю из них справочники, чтобы, если это "Ботаника", то не надо было бы уже доставать с полки другую книгу по этой теме. Так же и с "Размножением". Я хотел бы дать читателям некое общее понимание и подходы к этой проблеме. Для того чтобы дальше они шли самостоятельно и уверенно. После этого, как мне кажется, и они бы со своей стороны могли рассказать мне кое-что интересное из собственной практики или исследований.
С уважением,
Игорь Шереметьев.