1. Мои любимые рыбы – дискусы. Именно им отдаются время, доброта, ласка и финансовые ресурсы.
2. Я - не трудоголик, т.е. если есть возможность не делать что-то сегодня, то я постараюсь не делать это и завтра.
Эти 2 постулата потребуются в дальнейшем для объяснения практически необъяснимого факта разведения в моем аквариумном хозяйстве одного из довольно редких лорикариевых сомов.
Не могу до конца понять логику мыслей аквариумистов, стремящихся к тому, чтобы в толще воды их аквариумов плавали красивые, редкие и занимательные рыбы, но при этом допускающих, чтобы в пригрунтовом слое копошились некие абстрактные создания, обозначаемые одним общим словом « сомики». Именно поэтому в компанию к моим любимчикам ( см.п.1) я изначально решил поселить каких-нибудь более-менее редких , красивых и, как следствие, дорогих сомов. Обратившись к знакомому импортеру, я с удивлением и радостью узнал, что это не такая большая проблема, как говорится, были бы деньги. Получив от него список сомов, которые он иногда привозит в страну, я засел за сайт
www.planetcatfish.com. Сделав нелегкий выбор, который ограничивался финансовыми возможностям и моими смутными представлениями о совместимости сомов и дискусов, я в дальнейшем в несколько приемов получил около десяти видов так называемых L-сомов, то бишь лорикариевых сомов. Одни из этих сомов не перенесли карантина, другие оказались не в состоянии составить компанию дискусам и с различными временными промежутками отправились вслед за первыми, третьи не понравились мне в силу неподходящих размеров и несимпатичной внешности. В результате на сегодняшний день у меня осталось 4 вида этих сомов, с которыми мы полностью устраиваем друг друга – Л-204 Panaque sp., Л-128 Ancistrinae sp., Л-201 Hypancistrus contradens и Л-066 Hypancistrus sp.KING-TIGER.
Все эти сомы обитают вместе с дискусами в аквариумах гигиенического типа, без грунта и растений, при температуре 29-30 градусов. Оборудование – помпа с поролоновой губкой, нагреватель, аэрация. В каждом аквариуме – 1-2 коряги. Подмены воды – 2-5 раз в неделю по 20-25 %, в зависимости от п.2. Питание – отдельный стол для сомов не делаю, поэтому едят то же, что и дискусы – мороженый речной мотыль, филе кальмара, мороженая артемия, Тетра Дискус, изредка трубочник, еще реже – фарш. Когда сомы были еще сомятами, ежедневно давал таблетки со спирулиной. Сейчас делаю это редко, т.к. они явно предпочитают дискусовый рацион. Долгое время не ставил в аквариумы никаких укрытий для сомов, т.к., во-первых, предпочитал почаще видеть этих красавчиков, а во-вторых, см. п.1. По прошествии 1,5-2-х лет все-таки сжалился над рыбами и поместил в каждый аквариум по несколько керамических трубок. Точнее, это не трубки, а конусы с входом с одной, широкой стороны. Первоначально они предназначались для нереста дискусов, но оказались слишком хлипкими для этой цели. Вошедшие в любовный раж дискусы легко опрокидывали их. Не желая обламывать кайф своим любимцам, я достал для них более крупные и устойчивые к проявлению страсти керамические изделия, а те, что поменьше, очень даже подошли для сомов. Правда, в отличие от дискусов, конусы для сомов пришлось положить горизонтально, т.к. любовные позы у них несколько разнятся. При этом должен честно сказать, что до последнего времени мысли о нересте Л- сомов меня практически не посещали. Наверное, я здесь неправильно выразился. Мысли о том, что этих сомов можно и нужно попробовать разводить, посещали меня часто. Но, учитывая п.п.1-2, эти мысли прятались где-то далеко, в глубине души. Я не совсем новичек в разведении лорикарид. Панамская стурисома, звездчатый анциструс, лорикария симилима – этих рыб разводил и раньше. Но при их разведении не применяю никаких приемов для стимулирования нереста. Просто создаю хорошие условия для жизни и у рыб срабатывают естественные рефлексы.
В случае с Л- сомами одного создания подходящих условий проживания явно маловато для того, чтобы пробудить в рыбах инстинкт продолжения рода. Хотя кое-какие подвижки наблюдались и ранее. Год назад умерла одна из рыб Л-204. Перед тем, как покинуть этот мир, она за несколько дней очень растолстела. Решив, что рыба погибла из-за вероятного отравления кормом, вскрыл ее и был очень удивлен, обнаружив в брюшной полости комок перезревшей икры. Аналогичная история произошла полгода назад с одной из самок Л-066.
С этого места начинаю поподробнее именно о Л-066. Осенью 2006 года я приобрел 4 рыб этого вида. Причем купил их совершенно случайно, без всяких предварительных заказов. Приехал на разводню к знакомому, который иногда ездил в Польшу, увидел симпатичных сомиков и приобрел их. При размере 5-6 см они мне обошлись по 40 у.е. Здесь и далее указываю размер рыб с хвостом, т.к. искренне уверен, что хвост является неотъемлемой частью рыбы и каждая рыба имеет право быть измеренной полностью, а не бесхвостым обрубком. После небольшого карантина рыбы были запущены в аквариум на 450 литров и благополучно прожили там почти 2 года. Менялись их соседи –«короли», но сами гипанциструсы не покидали пределы одного аквариума. Когда они достигли размера 7-8 см, я понял, что в аквариуме плавает 1 самец и 3 самки. Внешне различия были хорошо заметны – самочки потолще и потемнее, а самец поизящнее и поярче.
Кстати, после покупки рыб очень хотелось хоть что-то прочитать о них, и очень вовремя во втором номере журнала «Морской аквариум» за этот же, 2006 год, была опубликована статья Алексея Александрова и Надежды Соболевой «Королевская тигровая пеколтия» как раз о содержании и разведении Л-066. В статье также утверждается, что эта рыба в каталоге лорикарид проходит под двумя номерами – Л-066 и Л-333. ( Мелочь, а приятно! Две эльки по цене одной). Очень скоро эта статья появилась и в Интернете.
Но все хорошее имеет нехорошую привычку когда-либо заканчиваться. Так было и в этом случае. Несколько месяцев назад одна из самок заметно поправилась и вслед за этим незаметно скончалась. Процесс произошел очень быстро, я не успел ничего предпринять, хотя и не представляю, что я мог тогда сделать. Вскрыв погибшей самке живот, обнаружил там комок из 20-30 икринок. После случившегося стал чаще присматриваться к гипанциструсам и вскоре, к своему ужасу, увидел, что еще у 2 рыб заметно округлился живот. Стало понятно, что в скором времени можно потерять и двух оставшихся самок. Я оказался перед неожиданной дилеммой – или пустить все на самотек, будь что будет, или попробовать развести. Был еще один вариант, к которому я более всего и склонялся – продать. Но для этого нужен был человек, который бы трезво понимал, что за рыбу он покупает. Решив в дальнейшем выставить Л-066 на продажу, все-таки сделал робкую попытку создания им условий для разведения. При этом вспомнил целую статью форумчанина EVGENICH о разведении звездчатого анциструса.
ссылка на тему Решил пойти по тому же пути – попробовать смягчать воду.
В первых числах сентября отсадил гипанциструсов в отдельный аквариум на 200 литров, заполненный водой из той емкости, в которой они сидели ранее. Оборудование – помпа на 500 л/час, нагреватель, аэрация. На дно положил парочку небольших коряг и 3 керамических конуса. Температуру чуть-чуть понизил – до 27 градусов. Кормление – 2 раза в день небольшой кусочек мороженой артемии и совсем маленький кусочек мороженого речного мотыля. В первые дни давал таблетки со спирулиной, но рыбы их игнорировали. Подмены воды – 3 раза в неделю по 30 литров. При этом взамен слитой воды добавлял такое же количество воды, полученной обратным осмосом. Показатели получившейся в аквариуме среды для жизни гипанциструсов никак более не контролировал. Вероятно, этот процесс продолжался бы до тех пор, пока не нашелся бы добрый человек, изъявивший желание приобрести всю эту шведскую семейку. И такой человек почти нашелся.
21 сентября, в день осеннего равноденствия, как обычно, с утра занимался подменой воды в аквариумах. Как раз дошла очередь до гипанциструсов. Но мирно текущий процесс нарушил звонок мобильника. Звонил EVGENICH. До него дошли слухи о том, что я продаю сомов. Рассказав о том, каких сомов продаю, по какой причине и по какой цене, вернулся к аквариуму с гипанциструсами. Опускаю шланг в воду и вижу, как от него в разные стороны разбегаются мальки. Четко помню свои мысли в тот момент : 1. «Анциструсы!?» . 2.» Какие анциструсы? Их нет у меня». И где-то далеко, в глубине души, появилась следующая мысль: «Неужели???»
Всматриваюсь в аквариум: « Неужели показалось?» Нет, не показалось, вот они, на дне, на стенках, на фильтре. 1, 2, 3,…,11. Ура!!!
Хочется с кем-то поделиться столь неожиданной радостью. Кому позвонить? Маме? Порадуется, но не оценит масштаб события. Жене? Порадуется и спросит, сколько они стоят. Набираю последний номер на мобильнике. Сбивчиво благодарю EVGENICH за столь пригодившиеся рекомендации по разведению и объясняю, что никаких сомов уже не продаю, мол, « такая корова нужна самому».
Дальше все просто и обыденно. В аквариум на 60 литров наливаю воду из нерестовика, ставлю эрлифт с поролоновой губкой, нагреватель, аэрация, коряжка и через 15 минут 21 малек уже обживают новое место жительства. Мальки очень крупные, 17-18 мм, никаких признаков желточного мешка. Как можно было не заметить их раньше? Этот вопрос некоторое время не давал мне покоя. Но гипанциструсы умеют как ставить вопросы, так и отвечать на них. Правда, для этого пришлось уделять им гораздо больше времени.
Кстати, параметры воды в нерестовике были на тот момент следующие – электропроводность 123, pH 7,2, жесткость 6, температура 27. Надо ли говорить, что эти цифры я помню теперь как «Отче наш»?
После первого нереста я действительно буквально загорелся гипанциструсами, стал наблюдать за их поведением и обнаружил, что в аквариуме кипят почти шекспировские страсти. Одна из двух самок явно похудела, стала намного изящнее и было понятно, что именно она является мамой моих красавчиков. С самцом у нее была полная идиллия – они регулярно плавали рядышком у дна аквариума, заглядывали друг к другу в гости в персональные пещерки-конусы. Эту самка я прозвал «Фавориткой». У другой самки отношения с самцом, на первый взгляд, явно не сложились. Она все время проводила, лежа на краешке своей пещеры, ни разу не видел ее плавающей по всему аквариуму. Если самец оказывался рядом с ее укрытием, самка сразу же пряталась в глубине пещеры. Отсюда и прозвище – «Отверженная». Эта самка продолжала толстеть и, как мне казалось, у нее не было шансов поучаствовать в нересте, учитывая взаимоотношения с самцом. Однако не все так просто в мире гипанциструсов.
Резко увеличившийся интерес к Л-66 выражался также в том, что дважды в день я заглядывал вовнутрь каждой пещерки, подсвечивая себе фонариком. Через 3 недели мое любопытство было вознаграждено – я увидел самца, сидящего на кладке. Еще через 2 дня, во время очередного осмотра, обнаружилось удивительное явление – самка «Отверженная» также сидела на икре. Повторяю, я четко видел одновременно двух рыб, самца и самку, которые сидели на икре каждая в своей пещерке. Объяснение этому я нашел довольно простое – «Отверженная» не дождалась ласки от самца и сама сбросила неоплодотворенную икру. Решив, что через несколько дней икра в этой кладке пропадет, я продолжил свои ежедневные осмотры личных владений гипанциструсов. И очень скоро был наказан за несанкционированное вмешательство в личную жизнь – самец выбросил икру из пещерки. Всего я насчитал 37 выброшенных икринок, почти у всех были заметны крошечные хвостики и головки, т.е. это была развивающаяся икра на стадии перехода в личинку. Мое огорчение трудно описать словами, одни выражения. И ведь сам виноват. Отобрав выброшенную икру, я попробовал инкубировать ее также, как икру анциструсов, пару дней казалось, что икра нормально развивается, но затем она все-таки испортилась. Из всего этого выводка выжил только один малек. Сделав выводы из своего поведения, несколько дней держал себя в руках и не заглядывал в пещеры. Но затем не сдержался и вновь осмотрел укрытия, подсвечивая фонариком. Каково же было мое удивление, когда в пещерке у «Отверженной» увидел около 2-х десятков вполне сформировавшихся мальков. Они были еще с большими желточными мешками. Теперь все мое внимание было приковано к этой обители. Наученный горьким опытом, старался поменьше беспокоить мамашу с детворой и наблюдать издали.
Следующие несколько дней «Отверженная» вела себя как сторожевая собака. Она лежала на самом краешке пещеры и не позволяла слишком разгулявшимся малышам покидать пределы жилища. Как только какой-то посчитавший себя уже самостоятельным малек оказывался в опасной близости от границы охраняемой территории, самка просто заплывала вглубь пещеры и своим телом отодвигала маленького нахала в положенные пределы.
Однажды утром «Отверженной» не оказалось на привычном месте. Испугавшись, как бы чего не случилось, опять вооружился фонариком. Но страхи оказались напрасными - просто пришло время малькам расплываться и самка сняла фейс- контроль. В этот раз я насчитал 27 мальков. Теперь стал понятен их немаленький как для мальков размер – они не показываются на свет божий до полного рассасывания желточного мешка. По моим прикидкам, от нереста до выхода из укрытия проходит около 15 дней.
Кормление мальков – мороженая моина и хлопья со спирулиной, подмена воды ежедневно по 15-20 процентов. К месяцу мальки подросли до 25-30 мм, а к двухмесячному возрасту достигли 35-40 мм.
Однажды утром я обнаружил 8 погибших мальков. Проанализировав свои действия накануне этого трагического события, пришел к выводу, что возможным виновником является корм Тетра –Дискус, который за день до этого впервые дал малькам. Еще один малек погиб, забравшись в трубку эрлифта. Остальные подрастают и уже готовятся к переезду в дискусовые аквариумы.
Казалось бы, все хорошо. Но теперь каждый раз, когда мне звонит EVGENICH, после разговора я с замирающим сердцем подхожу к аквариуму со взрослыми гипанциструсами и всматриваюсь в его глубины. А вдруг?! А ведь рядом еще аквариумы с Л-204, Л-128 и Л-201. Ау, EVGENICH, звоните!!!