Порядок компенсации покупателю стоимости бракованного товара
Если покупатель требует расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств, то магазину ничего не остается как удовлетворить его требование. Магазин оформляет возврат неисправного товара и возвращает покупателю денежные средства. При этом расчеты с потребителем при изменении стоимости на товар осуществляются исходя из цены:
–– действующей на момент предъявления требования, если цена повысилась;
–– действующей на момент продажи товара, если после продажи цена была снижена.
Деньги возвращаются покупателю в день расторжения договора или в иной срок по договоренности с потребителем, но не позднее 7 дней со дня расторжения договора. Далее магазин, руководствуясь положениями п.10 ст.14 Закона № 1023, может возместить убытки, понесенные в связи с удовлетворением требований потребителя, за счет производителя. При этом производитель обязан возместить убытки в месячный срок. Под убытками понимаются расходы, понесенные магазином в связи с удовлетворением претензии покупателя (часть вторая ст.224 ХКУ).
Рассмотрим изложенную ситуацию на условном числовом примере.
Пример 1. Магазином осуществляется продажа бытовых комбайнов стоимостью 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.). В течение гарантийного срока два покупателя обратились с претензией относительно работоспособности приобретенных ими комбайнов. Для выявления причин неполадок в работе комбайнов магазин принимает их для проведения экспертизы. При этом оформляется акт по форме № 6-гарант.
Из-за отсутствия технической службы магазин за свой счет доставляет бытовые приборы в ближайший сервисный центр. Расходы на проведение экспертизы комбайнов составили 180 грн. (в том числе НДС — 30 грн.). В результате проведения экспертизы установлено, что претензия первого покупателя не подлежит удовлетворению, поскольку неполадки в работе комбайна произошли по его вине. Претензия второго покупателя будет рассмотрена и удовлетворена, поскольку выявлен производственный брак. Расходы на проведение экспертизы комбайна, вышедшего из строя по вине потребителя, возмещаются за счет покупателя.
Потребителю, комбайн которого вышел из строя в связи с производственным браком, будет возмещена его стоимость из расчета цены, установленной в магазине на день получения претензии. Стоимость комбайна возросла, и потребителю необходимо вернуть 1398 грн. (в том числе НДС — 233 грн.).
Для отражения указанных событий в налоговом и бухгалтерском учете необходимы следующие данные:
–– первоначальная стоимость комбайна — 750 грн.;
–– в бухгалтерском учете выбытие запасов проводится с применением метода идентифицированной себестоимости.
Комбайны были закуплены магазином у представительства производителя. Убытки, понесенные магазином в связи с удовлетворением требования потребителя, представлены к возмещению представительству производителя, которому возвращен бракованный комбайн. В месячный срок претензия магазина была удовлетворена: возмещены расходы на проведение экспертизы и компенсирована разница между ценой продажи комбайна и стоимостью, выплаченной магазином покупателю. Сумма убытков составила 288 грн.
Рассмотрим отражение в налоговом и бухгалтерском учете предприятия торговли операций, связанных с удовлетворением претензии потребителя
